Тяни, толкай, меняй
Инвентарь
Для теста механик используется стандартный шахматный набор. Позже будет сделан свой, с другими типами фигур и ходами.
Ходы
Игроки ходят по очереди по одной фигуре.
У каждого типа фигур - свои комбинации типов и дальности воздействия. Действия применяются к фигурам всех цветов.
Перемещение
Своя фигура движется по прямой до N клеток или до первого препятствия.
Отталкивание
Своя фигура остаётся на месте, соседняя фигура перемещается в указанную сторону по прямой на N клеток или до первого препятствия.
Притягивание
Своя фигура остаётся на месте, фигура-цель в прямой видимости (без препятствий), не дальше N клеток, перемещается по прямой до своей.
Либо фигура-цель остаётся на месте, своя фигура притягивается до цели.
Обмен
Своя фигура и фигура-цель ровно на расстоянии N меняются местами. Препятствия не учитываются.
Взятие
Используется разновидность взятия зажатием. Замещение “как в шахматах” не используется: нельзя поставить свою фигуру на место другой.
В свой ход нужно добиться окружения фигуры соперника со всех обозначенных сторон. Хоть одна фигура из окружения должна быть вашей. Края поля тоже участвуют в окружении.
При самостоятельном входе в окружение своя фигура сохраняется, но можно провести взятие соперника.
Полное окружение снимает любую фигуру. Замыкание своей фигуры в окружение, где участвует противник, также снимает фигуру.
Можно взять несколько фигур одним ходом.
Игра завершается зажатием короля или при очевидной невозможности этого (пат).
Цикл
Возможна ситуация, когда фигуру притягивают, она отходит, её снова притягивают, и тогда партия зациклится, пока кто-то не сделает другой ход. Чтобы избежать такого состояния, запрещено передвигать одну и ту же фигуру тем же способом, как и в прошлом ходу.
- Например, слон подтягивает пешку, пешка отходит, слон снова её подтягивает. Тогда пешке нельзя перемещаться по этой же линии в следующий ход.
- Или ладья отталкивает слона, слон притягивается к ладье, ладья опять отталкивает. Тогда слону нельзя притягиваться к этой ладье.
- Ферзю доступно два действия, дающих иногда одинаковый результат: подойти к фигуре или притянуться к ней. Оба эти действия на той же линии недоступны при образовании цикла: попавший в цикл ферзь должен переместиться по другой линии.
- Если конь меняется с другим конём, тот может обменяться обратно, а первый не может обменяться с ним ещё раз, т.к. передвинется тем же способом, что ход назад.
Фигуры
Пешка
М^2, Mlt;vgt;1, L^2 Clt;gt;
- Двигается: две клетки вперёд; одна клетка влево, вправо или назад
- Тянет: с двух клеток спереди
- Окружается: слева и справа
Ладья
M+6, P+6, Clt;vgt;
- Двигается: шесть клеток по прямым
- Толкает: на шесть клеток по прямым
- Окружается: слева, справа и сзади
Конь
M+3, Mv5, S+2, C^v
- Двигается: три клетки вперёд, влево и вправо; шесть клеток назад
- Меняется: на две клетки по прямым
- Окружается: сверху и снизу
Слон
Mx5, L+6, Clt;^gt;
- Двигается: шесть клеток по диагоналям
- Тянет: с шести клеток по прямым
- Окружается: слева, справа и спереди
Ферзь
M*6, P+6, L+6, C+
- Двигается: шесть клеток во все стороны
- Толкает: на шесть клеток по прямым
- Тянет: с шести клеток по прямым
- Окружается: с четырёх сторон
Король
M+1, L+2, S+1A, C+
- Двигается: одна клетка по прямым
- Тянет: с двух клеток по прямым
- Меняется: на одну клетку по прямым, только со своими
- Окружается: с четырёх сторон
Влияние
Механики предполагались уникальные в то же время близкие к базовым примитивам. Взятие зажатием, участие краёв поля, требование полного окружения короля по сравнению с двусторонним для обычных фигур, встречается в Hnefatafl. Окружение учитывает направление фигуры относительно поля, поэтому сущностно это не “взятие зажатием”, а патерновое, как в Го, где для снятия надо занять у фишки последнюю свободную клетку своей.
Притягивание, в т.ч. втягивание в окружение, ни в каких известных играх не встречается. Возможность притягивания и своей фигуры к цели тоже, сильно расширяет возможности только притягивающих фигур.
Развитие
Для игры предполагается изготовить собственный набор фишек и поле со “стенками”, участвующими во взятии. Типов фигур будет много, некоторые могут меняться местами только со своими, или отталкивать только вражеские… это всё будет нанесено прям на фигурах в плотной системе обозначений.
Будет больше задействована механика обменов, возможно добавится механика сковывания: когда фигура не может отойти от другой, но может быть вытащена обменом, вытянута или вытолкнута.