#chess

2025-05-22

Dire Chess

Используется любой шахматный набор с любыми базовыми правилами. Подойдёт классический 8×8 с 16 фигурами. Этот режим можно использовать самостоятельно или в сочетании с другими совместимыми правилами.

Основное изменение

Когда у соперника заканчиваются все непешечные фигуры одного типа, ваши оставшиеся фигуры этого же типа навсегда получают дополнительный ход: только со взятием после основного хода. Если после первого взятия второе невозможно, то просто пропускаете эту часть.

Для активации дополнительного хода вашим пешкам необходимо захватить половину пешек соперника.

В неклассических наборах, например TCHESS, используются несколько пешкоподобных фигур. Например, если есть условный Сержант, захват всех Сержантов не даёт дополнительный ход только вашим Сержантам — они учитываются в общем количестве метатипа “пешки”, независимо от подтипов.

Из-за сложности отслеживания двойных ходов объявление шаха обязательно только для первой части хода. Король не может ходить под явный шах первой части, но вторая часть допускает рискованные ходы, позволяя “проскочить” на невнимательности соперника, особенно в партиях с коротким контролем времени.

Дополнение

Помимо постоянного улучшения ваших выживших фигур, рассмотрите такой вариант:

Если ваша фигура берёт фигуру соперника того же типа, она получает один дополнительный ход со взятием прямо сейчас.

По договоррнности, эту модификацию можно применять или не применять к пешкам.

Смысл

Шахматные партии часто сводятся к разменам, нередко однотипным: конь на коня и т.д., особенно часто встречается начальный размен пешек. Теперь отношение к разменам кардинально меняется.

Развитие игры до эндшпиля заключается не только в расчистке материала, но и в сохранении своих улучшенных фигур и охоте за улучшенными фигурами соперника. Грамотное использование улучшенных фигур позволяет внезапно завершить партию “одним движением”, избегая затяжной беготни в эндшпиле на 20 ходов.

Улучшенные пешки получают сильный ход: шаг вперед и сразу удар наискось. Теперь их сложнее “подкараулить”, особено Королём в конце. Проходы пешек до конца доски станут чаще. Появляется смысл разменивать более тяжёлые фигуры на нейтрализацию улучшенных пешек.

Дополнение даёт преимущество атакующим. Шахматы часто строятся “от защиты”, из-за чего партии становятся малоподвижными. Теперь статичные скопления фигур легче разбивать, если атаковать первым — в ответ вы теряете одну фигуру, но часто можете забрать две.