Шахматный набор TCHESS-10
Поле
Собирается из четырёх частей. Внутри должна получиться рамка из точек: синие на половине синих, красные на половине красных. Полный размер 10×10. Если ограничить игровую зону по точкам, то получится 8×8.
Расстановка фигур
Основная расстановка для доски 10×10.
Поле 8×8 находится на нём же: считайте игровой зоной ограниченное точками пространство.
Стандартные фигуры
Набор включает в себя все обычные шахматные фигуры. Большинство правил для них остаётся без изменений.
P - Pawn - Пешка
Изменения от классики: на доске 8×8 нет хода с места на две клетки. В конце доски можно превратиться только в ранее потерянную фигуру, т.е. “занять её вакансию”.
На схеме зелёным обозначаются движения без взятия; красным - только со взятием; чёрным - оба варианта. Стрелка - движение с возможностью закончить ход в любом месте; точка - ход можно закончить только в указанной клетке.
R - Rook - Башня
N - kNight - Конь
B - Bishop - Епископ (Слон)
Q - Queen - Ферзь/Королева
K - King - Король
Изменения от классики: нет пата. Отсутствие возможности хода приравнено к поражению. Нет рокировки.
Новые фигуры
G - Guardian - Страж
Производная от Башни и Епископа. Ходит по прямым без взятия; дальше по диагоналям на одну клетку только со взятием. Фигура с двумя последовательными ходами, как и большинство следующих.
F - griFfin - Грифон
Производная от Коня и Епископа. Ходит прыжком вперёд и вбок “как конь” без взятия; из точки приземления дальше по диагоналям на одну клетку только со взятием.
D - palaDin - Паладин
Производная от Епископа и Башни. Ходит по диагоналям без взятия; дальше по прямым на одну клетку только со взятием.
C - Champion - Чемпион
Производная от Коня и Башни. Ходит прыжком вперёд и вбок “как конь” без взятия; из точки приземления дальше по прямым на одну клетку только со взятием.
W - Warchariot - Боевая колесница
Производня от Коня. Ходит “уголком”: вперёд на две клетки, потом вбок на одну. Не перепрыгивает через фигуры. Останавливается при взятии. Не ходит сначала на одну, потом на две!
M - Magister - Магистр
Производная от Стража и Паладина. Ходит по прямым без взятия; дальше по диагоналям на одну клетку только со взятием. Или по диагоналям без взятия; дальше по прямым на одну клетку только со взятием.
L - Lion - Лев
Производная от Короля. Ходит в любую сторону на одну клетку без взятия; дальше в любую сторону на одну клетку только со взятием.
J - Jester - Шут
Особая фигура. Не имеет своего хода. Может повторить ход последней фигуры соперника, даже продублировать ход другого Шута.
Не имеет своего места в расстановке. Любую фигуру, кроме Короля, и Пешки (с альтернативами) можно заменить на Шута в начальной расстановке. В “турнирном” режиме или не используется, или позицию Шута выбирает чёрный, а белый ставит своего на такое же место.
Альтернативы
Некоторые фигуры имеют альтернативную фигуру на другой стороне. Не используются в основной расстановке, но могут участвовать в разных вариантах правил: Например перевернуть Чемпионов, получив на их местах Кардинала и Маршала. Можно выбирать не симметрично: один применяет альтернативы, другой нет. В “турнирной” версии альтернативы выбирает чёрный, после чего белый выставляет такие же версии на тех же местах.
Первый ряд можно формировать полностью из пешечных альтернатив. Тогда у всех оборотных пешек есть свои рекомендуемые места:
PS - Pawn-Sentinel - Часовой
Ходит по диагоналям на одну клетку вперёд. Бьёт на одну клетку вперёд или вбок. Начального хода на две клетки нет. В конце доски может превращаться в старшие фигуры. Пешки и их производные слева и справа от Сержанта получают взятие перед собой на 1 клетку.
PP - Pawn-Pikeman - Пикинер
Ходит без взятия вперёд на одну клетку. Бьёт вперёд через одну клетку, но не сквозь другие фигуры. Начального хода на две клетки нет. В конце доски может превращаться в старшие фигуры.
PR - Pawn-Rook - Фланкер
Ходит со взятием вперёд на одну клетку. Или без взятия вбок на одну клетку. Начального хода на две клетки нет. В конце доски может превращаться в старшие фигуры.
PB - Pawn-Bishop - Зилот
Ходит со взятием по диагоналям вперёд. Начального хода на две клетки нет. В конце доски может превращаться в старшие фигуры.
A - Assassin - Ассасин
Ходит на любую свободную клетку поля без взятия. До этой клетки должен быть свободный проход по прямым или диагоналям. Захватывает фигуры на соседних от себя клетках.
NB - kNight+Bishop - Конный Епископ
Ходит прыжком вперёд и вбок “как конь” без взятия. Или по диагоналям только со взятием.
NR - kNight+Rook - Ударный кавалерист
Ходит прыжком вперёд и вбок “как конь” без взятия. Или по прямым только со взятием.
E - Emperor - Император
Производная от Коня и Короля. Ходит прыжком вперёд и вбок “как конь” без взятия; из точки приземления дальше в любую сторону на одну клетку только со взятием.
T - Templar - Тамплиер
Производная от Башни и Епископа. Ходит по диагоналям без взятия. Или по прямым только со взятием.
X - eXarch - Экзарх
Производная от Епископа и Башни. Ходит по прямым без взятия. Или по диагоналям только со взятием.
RN - Rook-kNight - Лучник
Производная от Башни и Коня. Ходит со взятием по прямым на две клетки, перепрыгивая через фигуры.
BN - Bishop-kNight - Арбалетчик
Производная от Епископа и Коня. Ходит со взятием по диагоналям на две клетки, перепрыгивая через фигуры.