2025-11-26     #chess #gametech

Развитие уникальной шахматной фигуры

Введение

Когда-то давно занимался системой развития шахматных фигур . В прошлой работе ставилась цель найти, как обозначать дополнительные способности на неуникальных фигурах. Обычно опыт фигура приобретает сама лично и открывает для себя новую способность, которую нужно отметить, чтобы не запутаться, какая из пешек насколько "прокачана".

Здесь возьмём одну уникальную фигуру, её уже не надо обозначать. В большинстве шахматных модов за основу берётся очищенная от свойств пешка. На этот раз возьмём очищенного от свойств Ферзя. Изначально у него нет никаких ходов. Ходы будут появляться по мере продвижения партии. Для обозначения понадобится любой доступный способ ставить отметки. Подойдёт обычный лист и ручка. Конкретную систему обозначений рассмотрим дальше.

Общее

По системе развития опишу только направление идей с примерами, их можно легко продолжить своими. В моей версии зона развития Ферзя будет 7×7 клеток с самим Ферзём по центру. Это оптимальная зона контроля, когда уже есть большой простор развития, но фигура не станет слишком ультимативной: не будет перемещаться через всё поле в один прыжок, всюду доставать Короля даже в плотном строю и т. д.

Рисуем каждому игроку по квадрату 7×7 с обозначением фигуры в центре. Позиции в квадрате соответствуют позициям относительно Ферзя на поле: ход на одну клетку от белых к чёрным так и обозначает ход на одну клетку от белых к чёрным. Оба игрока могут легко оценить возможности обоих Ферзей. Вносите обозначения разборчиво, чтобы соперник тоже мог читать ваши позиции.

Система очков

Сначала никаких ходов у Ферзя нет, но можно договориться о выдаче небольшого количества стартовых очков, чтобы ускорить партию. За взятие фигуры соперника выдаётся столько очков, сколько стоила эта фигура: 1 за пешку, 3 за Слона и Коня, 5 за Ладью, 9 за Ферзя. Эти очки можно распределять в конце каждого своего хода, начиная с этого.

Неиспользованные очки рисуются вне квадрата. Их можно копить. Вычёркивайте потраченные из накоплений. Добавьте 1–2 ограничения, чтобы игроки не копили очки без края, ожидая более удобного случая распределения:

С получением и накоплением разобрались. На что тратить? Здесь самый широкий простор, но лучше не переусложнять и не брать больше пары возможностей на партию. Самый простой пример способности: добавить клетку хода. Но какого хода? Есть ходы "скользящие" (без прохода сквозь фигуры) и "прыгающие" (через фигуры). Клетка прыгающего хода где-то вдвое ценнее, чем скользящего. Ценность увеличивается с расстоянием, но падает на поздних этапах партии. Распределение очков — открытие новых ходов:

Скольжения и прыжки можно сочетать: когда на одну клетку возможно и скольжение, и прыжок. Например, открыто скольжение вперёд на три клетки и прыжок на две. Это не будет имбалансно: чтобы собрать "старого Ферзя", нужно аж 40 очков. На поле доступно максимум 39, 30 без другого Ферзя. Их лучше распределить для составления более гибкой фигуры.

На ранней стадии Ферзь будет маломобилен и уязвим. В тестовой партии - вовсе попал в окружение в углу половины доски соперника. Охота за неразвитым Ферзём чем-то напоминает попытку поймать Короля. После середины партии Ферзь быстро набирает силу и к концу, если уцелеет, становится полезней своей стандартной версии.

Дополнительно

Ничто не мешает добавить свои способности, как в иллюстрации к исходной статье про "систему развития":

Нагенерировать способностей можно много, специально не ухожу в это слишком далеко. Статья не о реализации сложной RPG-системы. Это всё ещё шахматы, просто стало больше гибкости стиля игры и места для творчества. Уровень отхода от "ещё шахмат" на ваше усмотрение.

Все примеры рассматривались для Ферзя. Но ведь какие-то способности можно давать и другим фигурам. К тому же Король тоже уникальная фигура, и для него может завестись свой "квадрат". Нежелательно давать ему больше мобильности, но можно прибавить полезности, чтобы поощрять его использование в центре событий.

Схемы и излишние примеры не прикладываю. Система интуитивная. "Имитация интеллекта" в виде бесплатного GPT правильно считает необходимое количество очков и выбирает обозначения. Человек точно должен справиться.

Фото

Из тестовой партии. Использовал только "прыгающие" ходы, пока отлаживал баланс. Как раз здесь у белого Ферзя не было нужных ходов "назад", и он слишком далеко зашёл вперёд. Попал под перекрёстную угрозу нескольких фигур и вскоре потерян. Дальше своего Ферзя развивал только чёрный. Его фигура была ещё слабовата на этом этапе и не дала решающего перевеса, даже иногда отставал по количеству фигур.

Image

Но в итоге всё равно чёрный получил Ферзя со сплошным полем прыжков по направлению к белому Королю. От такого уже не уйти. Не думал, что черновик пойдёт в статью и рисовал на чём попало :D

Image