#gametech #synthesis

2024-12-07

Синтез

Almajara Cards

Мой основной набор - Almajara, прошёл очень долгий процесс изменений:

  1. Возник как версия другой полу-карточной игры на поле 5×5, где рисунки карт были воспроизведены в виде фишек, а поле увеличено. Изначально было составным: 9 частей 3×3.
  2. Поддерживал оба набора, но в каждом чего-то не хватало. Объединил их в один, включив поле 5×5 в набор. Оно стало центром, а малые части выстраивались вокруг для генерации уникальной доски. Карты предполагалось использовать как вторую версию правил движения фигур.
  3. На позднем этапе развития набора часть 5×5 стала неудобной для упаковки. Эту деталь удалил и разработал карточные правила для составного поля 6×6.
  4. Набор с фишками сильно перетянул внимание: карты мало использовались и больше мешались в коробке. Выделил их в необязательное “дополнение”.
  5. Разъединил игры обратно и вернул в карточную версию поле 5×5. У них остался общий лор, чтобы подчеркнуть, что это часть одного мира. Есть другие наборы с намёками, что они тоже относятся к этой же системе.
  6. Привёл графику полей обоих наборов к консистентному виду. Теперь видно, что наборы могут использоваться вместе.
  7. Думал, как их концептуально увязать. Рассматривал версию комбо-наборов: две игры идут сразу одним набором, а комбинированные правила предлагаются как равноценная альтернатива основным. Либо их можно приобрести отдельно и совместить материалы, чтобы играть по специально разработанным общим правилам, где одна игра выступает как дополнение к другой. Отказался от версии единого набора.

Almachess

Второй важный набор - TCHESS, претерпевал такие этапы:

  1. Увеличенное поле 10×10, которое пришлось изготовить из четырёх частей 5×5. Добавлены ещё фигуры для заполнения рядов до 10 и третий ряд фигур, похожих на обычные, но действующих как бы противоположно базовым. Ещё докинул в набор фигур для популярных вариантов шахмат типа Капабланки и Atomic Chess. Некоторые фигуры были двусторонние. Предполагалось, что по мере выхода дополнений оборотные стороны будут постепенно заполняться. Такой вот набор-конструктор.
  2. Части поля 5×5 так и не придумалось как упаковать. Переделал набор на поле, как в Almajara: 9 частей по 3×3. Соответственно, длина рядов сокращена. Ещё больше фигур ушло на оборотные стороны. Почти все оборотки заполнены, не хватило всего нескольких. Разработал специально для этого ещё несколько фигур, как раз заполняющих варианты ходов, которые логически напрашиваются из тех, что уже добавлены до этого. Набор стал полноценным и законченным.
  3. Т.к. поле от Almajara, некоторые механики этого поля можно применить к шахматам. Разработаны слои правил для шахматного набора, немного похожие на механики Almajara.
  4. Написаны само собой разумеющиеся правила с использованием фишек обоих наборов. Тем более, красные фигуры из Almajara по силе очень похожи на шахматные варианты пешек. Даже если элементарно заменить пешечный ряд на них и включить фигуры обоих наборов в доступные для подкреплений, уже получается немного хаотичный, но интересный игровой процесс.

История

Наборы специально выполняются в похожей визуальной технике, с фигурами и полями совместимого размера. Обычно используются клетки размером около 30 мм и фигуры размером 24 мм. Формы фигур унифицированы: часто вообще одна заготовка с покраской и рисунком в одной технике.

Я подарил одному человеку три таких набора: Almajara, Almakleh, TCHESS. Правила объяснял в очень упрощённом виде, чтобы продемонстрировать партию уже через пару минут. Потом он с семьёй, уже без моих объяснений, играл фишками из всех наборов на одном поле и “ходил картами”. Не важно, как я задумывал или по-своему. Теперь это его наборы, и он может “ходить как хочет”. Всегда может ознакомиться с полными “оригинальными” правилами и выбрать из них что подойдёт.

Пересмотрел концепцию на более высоком уровне. Стал видеть связи других существующих и будущих наборов. Как насчёт того, чтобы добавить на одну доску ещё и Прыгунов? Тем более, модификации правил со “штабелированием” фигур в Almajara уже описаны. Чтобы Прыгуны вели себя как Прыгуны, полностью соблюдая свои механики. Шахматы — свои, Almajara — свои. И они хорошо сочетаются. Даже несмотря на то, что Прыгуны разработаны под гексагональное поле, они неплохо подойдут и для ортогонального. Корневые механики обычно не зависят от формы и связанности поля.

Чёткие правила нужны для обучения игре в той версии, как она задумывалась, но какая разница, что там придумал автор, если у вас в руках клёвые дощечки, а правила поняты с первых строк? Добавляйте на поле хоть динозавра-годзиллу с правом сносить все фигуры на части поля. Обоснованность нововведения сложно оценить, и некоторые вещи кажутся неуместными только через большое время. Но хоть раз можно попробовать что угодно. Если встретятся обладатели наборов из разных домов, и у всех “домашние” правила сильно отличались, здесь уместно вернуться к ядру и обсудить, какие общие модификаторы правил будут использовать. Модификаторы тоже бывают как “разовые приколюхи”, так и “почти основа”.

Актуальные редакции наборов прошли через добавление очень большого количества модификаций правил, из которых половина-больше в итоге удалены. Обычно сохраняется максимально простое ядро игры: “ходишь вот так вот сюда и побеждаешь”. И поверх этого можно добавлять необязательные независимые нововведения, которые могут как хорошо сочетаться между собой, так и не очень, но разминка всё равно получится хорошая. Просто устанавливается правило: “это есть и оно так”, и дальше действия игроков должны учитывать новую реальность на поле. Это ровно противоположное тому, что происходит в шахматах, где правила кристализовались много лет назад и вряд ли когда-то изменятся.

Хотя в шахматах тоже есть “модификации” поверх ядра, к которым все привыкли. То же “взятие на проходе” только ретроспективно пытается объяснить изменение, которое когда-то принесли для решения разовой ситуации. Это явно не ядро, новички часто не знают это правило и не согласны с его использованием. Для своих шахматных вариаций почти всегда очищаю правила до ядра: удаляю взятие на проходе, рокировку, иногда “пешка с места на два хода”, хотя инициирующий ход фигуры может быть другим, и это может входить в ядро. Я даже записал существующие и гипотетические варианты ходов шахматоидов в систему.

Как самые ранние прототипы подобного конструирования, вспоминаю постройки стен из домино для шахмат. Где-то там же пробовал броски кубиков для проверки взятия шахмат, а фигуры имели свои характеристики атаки-защиты, которые прибавлялись к броскам. В “настоящие” шахматы играть никогда не любил и не очень хорошо умел. Но и тогда, и сейчас придумывал множество вариантов правил на их основе. У стандартного шахматного набора есть большое преимущество: он у многих есть и везде продаётся. Если мало фигур, то можно взять два набора, а некоторые фигурки дополнительно обозначить подручными материалами.

Вообще, любил игрушки похожего размера, которые можно совмещать в один набор. Некоторые производители прямо такое предлагали. Например, разные серии игр от “Технолог”, такие как “Битвы Fantasy” и “Cyberpunk”, можно было связать по системе правил “Битв Fantasy”. Было понятно, что несложно взять любого солдатика, сделать ему арм-лист с нормальным балансом и тоже добавить в игру.

Или взять совсем другой набор и написать для него арм-листы с нуля, придумать свою механику. Часто играли в подобие “Битв”, но поле было не единым, а состояло из нескольких зон (обозначали книгами), где сражаться могли только юниты из одной зоны, а после победы происходил захват зоны. Целью был полный захват поля. Для этого приходилось оставлять хоть одного юнита в ячейке, делая его уязвимым. Получается, в игру добавлен ещё слой механик, связанных с зонами поля. Можно было бы продолжить, определив разные свойства не только юнитам, но и самим зонам, чтобы в зависимости от ситуации было больше смысла в захвате определённой ячейки.

Хоть я и стараюсь делать для своих наборов, в меру доступности, “идеальный” инвентарь, эти игры могут быть выполнены гораздо грубее, не сильно потеряв привлекательности. Так что сделать игру — несложно из чего угодно. Даже если у вас есть только земля и камни.